Вы пришли в магазин. Перед вами на витрине множество всевозможных спиннинговых катушек. На вид они почти одинаковые, но цена их может различаться в несколько раз. Как понять, в чем здесь причина?
Как разобраться, свидетельствует ли высокая цена катушки о ее высоком классе? Ведь большая цена может означать, что в модель заложены новые технологические решения, которые облегчают ловлю, и что она сделана из долговечных материалов, а может быть всего лишь результатом жадности посреднической фирмы, торгующей катушками . Как сориентироваться в представленном ассортименте, если вы точно знаете, какую рыбу и где собираетесь ловить?
Рыболовы-спиннингисты условно делят катушки на тяговые и скоростные. Тяговые, или силовые, предназначены для ловли крупной, сильной рыбы. Они рассчитаны на большие нагрузки, на длительную борьбу с рыбой, на утомительное вываживание.
Скоростные катушки более чувствительны, легкость вращения, балансировку рыболов ощущает кончиками пальцев. На рис.1 представлены в качестве примера две катушки, почти одинаковые на вид. Справа - достаточно показательный пример тяговых катушек.
1. Скоростная и силовая катушки
2. Шарикоподшипники переднего тормоза на штоке.
В катушке установлено пять подшипников: из них два - в узле торможения, под шпулей (рис.2), чтобы она могла достаточно свободно вращаться при вываживании рыбы. Передний шарикоподшипниковый тормоз предназначен именно для долгой и трудной борьбы с рыбой, почти не несет потерь от трения, надежен, компактен, не заклинит при неожиданном рывке рыбы.
Еще один признак тяговой катушки - усиленная рукоятка с большим плечом, на утолщенной специальной ножке и с крепкой ручкой (рис.3, в центре). Рыболов может без опаски давить на рукоятку - при любых нагрузках она не поломается. Обратим внимание на мощный ролик лесоукладывателя (рис.4, слева): он большого диаметра, должен выдерживать значительные нагрузки и одновременно вращаться. Необходимо, чтобы на преодоление трения затрачивался минимум усилий рыболова. Для этого в ролик ставят либо шарикоподшипник, либо фторопластовую опору (второе предпочтительнее, если вы рыбачите в мутной воде, так как грязь и взвеси, попадающие с леской в ролик, могут быстро вывести шарикоподшипник из строя).
3. Варианты рукояток: слева - для скоростной катушки; в центре - для силовой; справа - двойная.
4. Ролики лесоукладывателя: слева - у силовой катушки; справа - у скоростной.
На силовых катушках, как правило, установлена металлическая шпуля большой емкости, рассчитанная на намотку толстой лески (рис.5, слева). Шпуля может быть сделана из алюминиевого сплава, графитопластика (рис.5, сверху) или другого материала, обеспечивающего высокую прочность и износостойкость детали.
5. Шпули разных конструкций и из разных материалов.
6. Маркировка лесоемкости шпули.
На шпуле обычно есть надпись: сколько метров лески и какой толщины она вмещает (рис.6). На данной катушке, к примеру, можно прочитать, что она вмещает 180 метров лески диаметром 0,35 миллиметра; 140 метров лески диаметром 0,40 миллиметра; 100 метров лески диаметром 0,50 миллиметра. Советуем вам не наматывать самую толстую леску из указанных на шпуле - это защитит катушку от перегрузок и тогда она будет дольше служить.
Предпочтительнее покупать катушки с запасной шпулей (рис.7). По конструкции она иногда отличается от основной: может быть конической, малой емкости (для дальнего заброса) или предназначенной для намотки лески другого диаметра. На рыбалке очень удобно иметь с собой разные шпули, чтобы при необходимости можно было быстро поставить леску другой толщины или заменить порвавшуюся.
7. Катушка с дополнительной шпулей для дальнего заброса.
8. Катушка с запасной двойной рукояткой.
Еще одна общепринятая характеристика катушек - передаточное число, обозначенное как пропорция. Оно означает число оборотов ротора вокруг шпули при одном полном повороте рукоятки. Чем меньше первая цифра передаточного числа, тем большую силу тяги может развить катушка. Поэтому рыболовы-спиннингисты условно считают катушки с передаточным числом меньше 5:1 тяговыми, больше 5:1 -скоростными.
Скоростные катушки нужны для быстрой проводки, когда приманка должна идти с высокой скоростью и притом с хорошей маневренностью, то есть предназначены для более утонченной ловли.
Катушка 5010 Aero GT XT-7 фирмы Shimano (на рис.1, слева) на первый взгляд похожа на Quick Exquisite 550, а между тем это типичная скоростная катушка с передаточным числом 5,2:1. Она тщательно сбалансирована, при подмотке не вибрирует. Предназначена для дальнего заброса, поэтому снабжена специальным механизмом Long Cast, который укладывает леску идеально ровным слоем, - это делает возможным дальний бросок. Следует отметить, что в высококлассных катушках для дальнего заброса Long Cast включает в себя особый шнековый возвратно-поступательный механизм, в то время как в дешевых моделях установлен обычный, кривошипный.
Двойная рукоятка позволяет хорошо сбалансировать работу катушки - ее не трясет во время вращения, не перекашивает (рис.8). Это очень важно при ловле на тонкую леску и мелкую приманку.
На скоростных катушках обычно установлен задний тормоз. Он достаточно комфортен в работе, хотя и рассчитан на меньшие нагрузки. На 5010 Aero GT XT-7, кроме того, есть дополнительный рычаг, который позволяет резко уменьшать усилие на тормозе (рис.9,10). При необходимости (вываживание крупной рыбы, чрезмерная потертость лески и т.д.) сбросьте этот рычаг, тормоз легко стравит леску со шпули с минимальной нагрузкой, и можно возобновить вываживание без всякого риска. Такая система удобна и при ловле донной снастью.
9. Рычаг, сбрасывающий усилие на тормозе.
10. Рычаг, сбрасывающий усилие на тормозе.
После заброса тормоз отключается, рыболов может дать рыбе, пробующей приманку, свободно выбрать необходимое количество лески, а затем он возвращает дополнительный рычаг на место и подсекает.
Вообще надо сказать, что скоростные катушки удобны и послушны, они сконструированы таким образом, чтобы ими было легко управлять одними кончиками пальцев, несложными движениями. Обычно на силовых катушках, снимая сменную шпулю, надо выкручивать регулировочную гайку, так как она очень мощная, а в скоростных шпуля снимается простым нажатием кнопки (рис.11).
Теперь обратимся к другому примеру - двум катушкам фирмы Silstar: FRB-30 и XRS-35 (рис.12). На первый взгляд по размеру они почти одинаковые, между тем одну из них можно условно отнести к дешевым катушкам, а другую - к катушкам со средней ценой. Принципиальное отличие конструкции заключается в количестве шарикоподшипников: в XRS-35 их четыре (слева), а в FRB-30 - один (справа).
11. Быстросъемная шпуля на катушке Prestige 20 с передним тормозом (фирма Mitchell).
12. Катушки разного класса.
Шарикоподшипники, как мы знаем, нужны для лучшего вращения узлов и обеспечивают "бархатный" ход катушки; в XRS-35 один стоит в роторе, два - в боковых опорах (под рукояткой), один - в ролике лесоуклапывателя. ВFRB-30 только один подшипник - в роторе. Для ловли спиннингом рекомендуются катушки, имеющие хотя бы один шарикоподшипник, - он, как правило, установлен в роторе, который быстро вращается при проводке приманки и должен быть рассчитан на долговременную эксплуатацию. Катушки же вообще без шарикоподшипников можно рекомендовать лишь начинающим спиннингистам, а также тем, кто редко выезжает на рыбалку, и удильщикам-доночникам.
Еще одно различие между дорогой и дешевой катушками: в первом случае установлена подшипниковая втулка из фторопласта, которая облегчает вращение ролика и обеспечивает устойчивость к нагрузкам; во втором - ролик лесоукладывателя без подшипника, хотя и с оксидированным покрытием (рис.13).
В некоторых технических паспортах катушек есть рисунки, показывающие внутренний механизм. Надежнее та катушка, у которой большая шестерня главной передачи имеет широкий зубчатый венец с довольно крупными зубьями. Немаловажна и такая особенность, как дополнительная опорная шейка на малой шестерне, защищающая катушку от перегрузок.
13. Ролик с оксидированным покрытием.
14. Открытые роторы со снятыми шпулями (под гайками виден материал, из которого изготовлена малая шестерня).
Долговечность, качество и, соответственно, цена во многом зависят от материала, из которого изготовлена малая шестерня главной передачи. Если вы снимете шпулю, то увидите на стержне, под гайкой, металлический ободок -это "хвостик" малой шестерни (рис.14). По его цвету можно определить, из какого металла сделана шестерня: желтый (слева) - это латунь или бронза; белый (справа) - цинко-алюминиевый сплав, уступающий по прочности и износостойкости "желтым" металлам. Еще одна особенность: "белые" шестерни, как правило, отлиты вместе с зубьями, в "желтых" - зубья нарезают специально, поэтому вся деталь получается доброкачественнее, долговечнее.
На многих изделиях стоит "обратный адрес", который часто расстраивает покупателей. Они пришли в магазин приобрести снасти немецкой фирмы Silstar или шведской Abu Garcia, а на катушках или коробках читают: Korea, China, Malaysia. Скажем сразу - лучше честный "обратный адрес", чем никакого. В "родных" странах фирм, как правило, производятся лишь комплектующие, а сборка чаще всего идет в Азии - там дешевле рабочая сила. Стоит иметь в виду, что и цена такой катушки ниже, чем если бы ее собирали в Европе, а для российского покупателя это немаловажно. Качество же катушек, собранных на Востоке, обычно контролируется экспертами головных фирм, стоящими на страже их репутации. Следует помнить и то, что многие серии катушек вообще не производятся на "родине".