Дрессировкой собаки надо добиться от нее выполнения приемов по команде хозяина и выработать навыки, обусловливающие надлежащее поведение собаки в быту и на охоте.
Основой дрессировки животных является их способность отвечать на внешние воздействия (раздражители) рефлекторно. Новорожденный щенок благодаря наличию у него врожденных рефлексов способен на целый ряд сложных действий. Он реагирует на такие раздражители, как боль, голод, тепло, пища и т.п. Такие рефлексы называются безусловными.
При даче корма щенок первоначально реагирует только на корм, его запах и вкус, а позже голос хозяина, звон посуды и другие явления, предшествующие кормлению, тоже становятся раздражителями, вызывают такие же реакции, как корм. Эти раздражители, сопутствующие безусловным, называются условными, а вызванные ими реакции - условными рефлексами.
При дрессировке собаки охотник добивается от нее выполнения команды, подавая ее безусловным раздражителем, вызывающим требуемое действие. Например, при отработке приема "сидеть" вначале дается команда, затем подергиванием за ошейник назад и вверх с одновременным нажатием рукой на крестец собаки ее заставляют принять нужную позу и тотчас закрепляют рефлекс дачей лакомства или лаской. Достаточно повторить этот прием несколько раз, и собака начинает выполнять команду, не дожидаясь принудительных действий дрессировщика.
Добиваясь выполнения того или иного приема, надо помнить, что действия собаки, даже самые сложные, осуществляются как следствие врожденных инстинктов и приобретенных рефлексов. Поэтому обучение должно строиться на базе постепенного усложнения требуемых рефлексов при единообразии команд и очень осторожном применении наказания, допустимого лишь в том случае, если оно следует тотчас за "проступком" собаки.
Нередко дрессировщик портит животное последовательной дачей неоднородных команд, как "сядь", "сидеть", "да сиди же", или наказывает его за отказ подойти на свист, чередуя удары с подачей свиста, и тем самым закрепляет стремление собаки при этом сигнале быть от дрессировщика подальше.
Не следует подавать команду "ко мне" и каждый раз брать собаку на поводок или подавать команду "подай" после каждого выстрела. В первом случае у собаки вырабатывается ненужный рефлекс - нежелание подходить к ведущему, а во втором случае - бросок к птице и гон ее после выстрела.
Первые 7-8 месяцев обучение собаки основывается на ласке, игре и поощрении, чтобы не запугать щенка и не мешать правильному развитию его нервной системы. Дрессировка, когда от молодой собаки требуется безотказное выполнение сложных приемов, начинается в возрасте от 8 месяцев до 1 года (в зависимости от развития и индивидуальных особенностей собаки).
Приучение щенка к чистоте
При содержании собаки в будке или вольере специального приучения ее к чистоте не требуется. Еще слепой щепок перед естественными отправлениями делает несколько неуверенных шагов назад или в сторону, чтобы не запачкать подстилку. Позже, в возрасте 2-3 месяцев, он уже стремится выйти из дома.
Приучение к чистоте можно ускорить, если с 1,5-2 месячного возраста при попытке щенка оправиться давать команду "нельзя" и удалять его из комнаты. Но в городских условиях, где нет возможности быстро вывести щенка на улицу, уследить за ним (из-за быстрого обмена веществ у щенков) практически невозможно и приходится или мириться с необходимостью убирать за щенком до 6-месячного возраста, или поставить ему специальный ящик с песком. Приучать его к этому следует с возможно раннего возраста. Первоначально песок следует ставить в непосредственной близости от "логова" щенка, позднее - подальше и даже за дверь комнаты. Щенок быстро привыкает проситься за дверь, а когда он немного подрастет и выпускать его нужно будет не так часто, песок можно убрать совсем.
Приучение щенка к месту
После строго поданной команды "на место" щенка следует отвести в его угол. Но такую команду можно подавать, когда щенок накормлен и достаточно набегался. При повторении приема несколько раз он быстро усваивает команду, за что ему дают лакомство.
Попытки покинуть место следует пресекать строгим повторением команды и легким шлепком. В возрасте 3-4 месяцев приказание "на место" сопровождается последующим приемом "лежать", а при неповиновении щенка ненадолго привязывают на цепочку.
Чтобы закрепить выполнение команды "на место", владелец должен всегда пресекать попытки собаки уйти после приказания под стол, под кровать или в любое другое место, кроме указанного. Зачастую собаководы и особенно члены их семьи довольствуются тем, что по команде "на место" собака лишь отходит ненадолго от стола или перестает мешать. Так можно очень быстро испортить даже самую послушную собаку.
Приучение к кличке
Кличка собаки ориентирует ее на дрессировщика при даче приказаний или в других случаях и является как бы командой "внимание".
Как и всякая команда, кличка должна быть короткой и звучной. Искажение клички, придание ей уменьшительных и ласкательных окончаний недопустимо.
Реакция на кличку у щенка закрепляется дачей лакомства, лаской или игрой.
Приучение к поводку
Сначала щенка приучают к ошейнику; это происходит почти незаметно, так как ошейник его не стесняет. Приучать щенка к поводку следует в возрасте 3-4 месяцев. Для этого на непродолжительное время щенка берут на поводок, отвлекая его лаской или игрой от попыток сопротивляться. Постепенно щенок привыкает к движению на поводке, тем более что на поводке его всегда берут на прогулку.
Чтобы не запугать щенка, в возрасте до полугода не следует его резко одергивать, даже если он сильно натягивает поводок. Позднее приучают его ходить рядом, не натягивая поводка, для чего первое время ведут щенка слева - вдоль забора или стены, пресекая все попытки выдвинуться вперед командой "рядом", одергиванием поводка и помахиванием перед собакой хлыстом или прутом, зажатым в правой руке. Непокладистых собак приучают идти рядом, пользуясь парфорсом (колючим ошейником) или ошейником-удавкой, которые механически затягиваются при натяжении поводка и ослабляются с прекращением натягивания его. В начале движения рядом с ведущим собаку держат на коротком поводке, затем постепенно поводок удлиняют и одергивают лишь по мере надобности, когда собака слишком уходит вперед. Правильное хождение собаки у ног ведущего поощряется лаской, командой "хорошо" или лакомством. Необходимость то и дело тормозить всевозможные побуждения идущей рядом собаки затрудняет освоение ею этого приема. Поэтому обучать следует предварительно набегавшуюся собаку, чередуя хождение рядом с другими приемами и свободной прогулкой без поводка.
Как правило, собака должна идти слева от ведущего, но необходимость менять руку, занятую иногда вещами, требует, чтобы собака могла ходить с обеих сторон дрессировщика.
Усложняя прием обучения, собаку приучают ходить с отпущенным поводком, без него и позади ведущего, что потребуется в лесу.
Приучение собаки подходить к дрессировщику
Всех собак приучают подходить к дрессировщику по команде "ко мне", легавых, кроме того, - по свистку и жесту, а гончих - по сигналу рога.
В начале дрессировки собаку приучают выполнять команду "ко мне" дачей лакомства, позже ее поощряют лаской или игрой. Если собака отвлечена чем-нибудь, ее подзывают к себе. Но сплошь и рядом собака, которая отлично слушается в доме, совсем выходит из повиновения во дворе, на улице и в поле. Чаще всего это происходит в результате ошибок самого дрессировщика.
Обычной ошибкой является дача команды "ко мне" в первые минуты пребывания на прогулке. Щенок еще мал, ему хочется порезвиться, и данный не вовремя приказ остается невыполненным. Если это повторится несколько раз, то непослушание у щенка войдет в привычку. Поэтому не следует заниматься обучением собаки в период ее возбуждения или повышенной заинтересованности окружающим.
Нередко при выполнении команды "ко мне" у собаки возникают нежелательные рефлекторные связи, особенно, когда она провинится в стороне от ведущего, а затем подходит по приказанию "ко мне" и бывает наказана. У многих охотников команда "ко мне" всегда предшествует окончанию прогулки с собакой и взятию ее на поводок, что также служит причиной непослушания. Во избежание этого полезно иногда подзывать собаку для того, чтобы поласкать ее или дать лакомство и снова отпускать побегать.
В лесу зачастую приходится видеть гончих и лаек, которые неохотно подходят к хозяину. Чаще всего это бывает у тех охотников, которые "стимулируют" своих питомцев пинками, грубо хватают их за ошейник при взятии на поводок или надевают тугой ошейник через голову, причиняя собаке боль.
При работе в охотничьих угодьях лучшим стимулом безотказного подхода к охотнику по его сигналу будет наводка собаки на дичь или след зверя.
Усаживание собаки
Отработка этого приема необходима для удобства обращения с собакой в быту и при выездах на охоту. Подав команду "сидеть", собаку приподнимают за ошейник и, одновременно нажимая на ее крестец, заставляют сесть. Рефлекс закрепляют дачей лакомства. При многократном повторении этого приема собака садится по команде. Следует приучить садиться собаку не только, когда она стоит, но и когда лежит. Такую собаку удобно перевозить в поезде или в машине. Команда подается голосом или жестом.
Укладывание собаки по команде
Укладывание собаки по команде дисциплинирует ее, упрощает управление ею на расстоянии и является основным средством удержать легавую от погони за дичью. Команда подается голосом ("лежать") или жестом (поднять вверх руку).
Сначала команду "лежать" подают предварительно усаженной собаке и нажимают на холку, вытягивая лапы вперед. Рефлекс закрепляют дачей лакомства и лаской. Можно научить сидящего щенка ложиться, заставляя его тянуться за зажатым в руке кусочком сахара, опуская руку вниз и вперед. При попытках встать собаку удерживают рукой строгим повторением команды "лежать".
Продолжительность лежания постепенно увеличивают, а прием усложняют отходом от собаки, подачей команды жестом или голосом на расстоянии, в последних двух случаях надо следить за выполнением команды собакой на том месте, где она ее застала. Если собака легла не сразу, нужно отвести ее за ошейник и уложить на место.
Приучение не брать пищу без разрешения
Приучение не брать пищу без разрешения совершенно необходимо при содержании собаки в доме и упрощает работу с ней при содержании в питомнике. Для легавых щенков прием полезен тем, что в сочетании с укладыванием перед кормом приучает их к выдержке и помогает удерживать их от погони за дичью.
Отрабатывается прием во время кормления собаки. При попытке взять корм ее удерживают командой "нельзя" и натягиванием поводка. Взять пищу разрешают только после команды "возьми", усложняя прием длительной выдержкой собаки перед кормом. На улице отказ от найденного корма поощряется дачей лакомства из кармана ведущего.
Подача поноски
Подача поноски необходима собаке, которой предстоит подавать дичь. Метод обучения, применяемый главным образом к молодым собакам, основан на инстинкте преследования движущихся предметов и игре. Щенка заинтересовывают предметом (поноской), затем бросают его, командуя "подай". Как правило, щенок бросается за поноской, после чего следует скомандовать "дай" и отобрать предмет, дав при этом лакомство. Поноской может быть вываренная (совершенно без мяса) кость. Принесенную поноску не позволяют грызть, а немедленно отбирают и дают лакомство. Нельзя позволять щенку играть поноской или уносить ее, так как позже от собаки потребуют спокойного отношения к дичи и безотказного выполнения команды "подай" или "дай". Поэтому если щенок стремится убежать с поноской и не отдает ее, уроки полезно продолжить на длинном поводке, пока у него не закрепится этот рефлекс. Виды поноски следует часто менять. Обмотанная тряпкой деревянная поноска с колючками помогает отучить щенка грызть подаваемые вещи.
Не приученную к подаче взрослую собаку приходится обучать несколько иначе. Собаку усаживают у ног ведущего, дают команду "возьми" и вкладывают ей в рот поноску. Придержав несколько секунд челюсти собаки, дают команду "дай", освобождают ее пасть и сразу дают ей лакомство. После усвоения приема систематическим повторением его усложняют, заставляя собаку брать поноску с земли, а затем и приносить брошенную вещь. При обучении и даже отказе собаки подать поноску наказания совершенно недопустимы, так как могут стать причиной, полного прекращения подачи.
С переходом на приучение подавать птицу некоторые собаки в начале дрессировки отказываются ее брать, так как перья раздражают их язык и небо. Здесь нужно использовать охотничий инстинкт собаки, посылая ее за птицей, убитой на виду. Некоторые охотники заставляют собаку приносить птицу, завернутую в тряпку, постепенно освобождая дичь от этой "упаковки".
Собаку приучают подавать с воды в теплое время года, вначале на мелких местах. Затем прием усложняют, добиваются, чтобы она разыскала поноску, упавшую в заросли осоки или у противоположного берега водоема; для этого собаку направляют к местонахождению поноски или дичи жестами и броском камня. Приучать собаку подавать палки не следует, так как она будет приносить их и на охоте.
Некоторые собаки выносят поноску на ближайший берег и там бросают ее. Во избежание этого следует добиваться подачи в руки еще при тренировке собаки на мелководье. При неумелой тренировке многие собаки не подают дичь с другого берега водоема, особенно если птица большая. Чтобы предотвратить это, собаку в процессе приучения заставляют переносить поноску через водную преграду, постепенно выбирают большую глубину водоема и увеличивают расстояние по воде.
Любая собака должна бросаться за поноской только по команде; для легавой это особенно необходимо во избежание срыва стойки и погони за вылетевшей птицей.