2009-08-17 16:47:31
Безопасность на воде и на льду
Чтобы избежать купания при ужении с лодки, от рыболова требуются
аккуратность и осторожность. Снасти и принадлежности, необходимые для
ужения, держите под рукой, уложив их вдоль борта и на днище лодки
позади себя, а все остальное на кормовое сиденье.
Во время ловли не спешите. Если нужно переменить место, делайте это,
пригнувшись и держась за сиденье или борта лодки, не перегибайтесь
через борт. Не забудьте взять спасательный круг или жилет.
При работе со спиннингом займите надежное и удобное положение, встав
лицом к носу или корме, слегка расставив ноги. Якорь спускайте только с
носа или кормы лодки, вытаскивайте пригнувшись, мягко. Случается, что
якорь зацепляется за подводные предметы: при внезапном отцепе, при
сильной потяжке или обрыве якорной веревки немудрено вылететь из лодки.
Если лодка с мотором, установите его строго вдоль продольной оси
лодки. Регулярно вычерпывайте из лодки просочившуюся воду. Не стойте в
лодке во время движения. Уменьшайте скорость движения на поворотах.
Внимательно смотрите вперед, по курсу движения: все, даже небольшие,
плавающие предметы обязательно обходите. Перед началом поворота
убедитесь в отсутствии судов сзади. Не пересекайте курс крупным судам и
катерам - это категорически запрещено. Встречные суда обходите со
стороны, которую они показывают сигнальными фонарями или флажковой
отмашкой, выдерживая расстояние не менее 15 м от борта. При обгоне
крупных судов не подходите ближе 25-30 м. Осторожно обходите стоящие на
якоре суда, плоты и бакены, чтобы не зацепить гребным винтом за якорные
цепи. Ночью двигайтесь на малой скорости, имейте бортовые огни в
соответствии с правилами судоходства.
При усилении волнения держите лодку в разрез волны - носом к ветру.
Если берег близко, укройтесь с подветренной стороны, в бухте, заливе.
Если в бачке, укрепленном на самом моторе, кончилось горючее, не
заливайте его до тех пор, пока мотор не остынет. Не теряйтесь, если
мотор охватит пламенем. Быстро накройте его попавшимися под руку
брезентовым чехлом, тряпкой или собственной телогрейкой. Если же пламя
не удалось сбить, немедленно покиньте лодку, иначе можно пострадать от
осколков взорвавшегося бензобака.
Во время грозы безопаснее находиться на берегу под
кустарником или невысокими деревцами. Если же гроза застала вас на
воде, уложите весла в лодку, не вынимая из уключин, опуститесь на
днище, укройтесь плащом от дождя и переждите непогоду.
Запомните, что при аварии лодка сначала ложится на бок, а затем
переворачивается вверх дном. Бессмысленно забираться на перевернувшуюся
лодку, она неустойчива и неминуемо опрокинется. Если вы не умеете
плавать, не теряйте самообладания: ухватитесь за лодку с носа или кормы
и, действуя рукой, ногами, постарайтесь вывести ее на мелкое место.
Перевернувшаяся лодка может спасти несколько человек; надо только
осторожно держаться за корму или нос лодки, погрузившись в воду до
подбородка. Если лодка перевернулась на речной быстрине, держитесь за
лодку и ждите ближайшей отмели.
С началом зимы на рыбалке очень опасен первый лед. Не мудрено оказаться в воде. Поэтому надо ждать, пока он приобретет необходимую прочность. По льду можно свободно передвигаться, если толщина его 4-5 см. Тонкий лед похрустывает под ногами подобно рассохнувшемуся паркету. Если поверхность льда не покрыта снегом, можно наблюдать, как под ногами образуются расходящиеся во все стороны радиальные трещины. Если на льду видны еще и кольцевые трещины, значит, прочность его на пределе и он может проломиться в любой момент.
Молочный, белого цвета, лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется во время морозной погоды со снегопадами и представляет собой смерзшиеся снежинки, такой лед ломается без предостерегающего потрескивания. Ноздреватый лед - замерзший во время метели снег - еще более непрочен. Участки такого льда надо непременно обходить.
Случается, что после сильных морозов наступает длительная оттепель, лед становится
непрочным, ломается ветром, относится к берегу. Там образуются его
беспорядочные нагромождения. При похолодании льдины смерзаются
неравномерно, а иногда лишь скрепляются тонким свежим льдом. Эти места особенно опасны, так как лед ломается внезапно, а льдины перевертываются.
Прочность льда резко уменьшается с повышением температуры. Так, например, прочность льда на изгиб при температуре 0°С в 10-12 раз меньше, чем при температуре минус 5°С. В устойчивую морозную погоду лед толщиной
4-5 см выдерживает одного человека; толщиной 8 см - двух стоящих рядом
людей. Небольшими группами в 5-7 человек можно собираться на льду, если его толщина не менее 12 см.
В большинстве районов страны выезд автомобилей на лед, за
исключением обозначенных для движения путей, категорически запрещен. На
автомобилях "Жигули", "Запорожец" и "Москвич" можно продвигаться по льду толщиной не менее 15 см, на "Волге" - не менее 20 см (речь идет только о прозрачном льде).
Для выхода на лед выбирайте участки, не покрытые снегом и расположенные на отмелях. По первому льду двигайтесь не торопясь, пешней проверяйте путь перед собой. Не подходите к тростникам и корягам - около них лед слабее.
Услышав предостерегающий треск льда, ни в коем случае не останавливайтесь: не отрывая ног от поверхности льда, отойдите назад, а если рядом впереди есть заведомо надежный участок, пройдите вперед как можно быстрее.
Не ходите по слабому льду гуськом: случается, что идущий следом проваливается. Усильте внимание при движении по заснеженному льду - нетрудно попасть в промоину, едва затянутую ледяной пленкой и запорошенную снегом.
Возвращайтесь на берег старым, проверенным путем.
Весенний лед тоже коварен, не прощает малейшей
оплошности. При одинаковой толщине он в несколько раз слабее зимнего. С
повышением температуры лед подтаивает и сверху, и снизу, особенно на течении. Очень опасен лед у зарослей тростника, рогоза, у коряг и затопленного кустарника: он не выдерживает рыболова и ломается внезапно, без треска.
Опасны проруби и майны, проделанные рыбаками для запуска и вытягивания
неводов и сетей, которые не сразу замерзают и бывают замаскированы
выпавшим снегом.
Не выходите на лед где попало. Сначала осмотритесь и
прикиньте, как может измениться обстановка в течение теплого весеннего
дня. Наметьте место для выхода на лед и обратного возвращения на берег. Надежнее лед у крутых берегов, на чистых местах и в тени. Предварительно пешней проверяйте его прочность.
Во время движения прощупывайте лед перед собой. Особенно
осмотрительным нужно быть после весенних снегопадов, когда он запорошен
снегом. Опасные и сомнительные места обязательно обходите.
Нельзя выходить на всплывший речной лед: в любой момент он может тронуться и раздробиться на мелкие неустойчивые льдины.
По перволедью и весной не следует ехать на рыбалку в одиночку. Чтобы
быть готовым прийти на помощь оказавшимся в беде, надо иметь шнур
длиной 10-15 м с концевым грузиком. Если веревки не оказалось, можно
ползком добраться до полыньи и подать пострадавшему пешню, лямку от
рыболовного ящика, брючный ремень и т.п. Не прорубайте лунки ближе 5 м
от соседа.
Оказавшись в воде, не пытайтесь, действуйте спокойно, не торопясь, но
и не мешкая, чтобы не намокла одежда; упритесь ногами в противоположную
кромку льда,
выберитесь из полыньи и, не вставая, откатитесь в сторону. Постарайтесь
добраться быстрее до жилья и обсушиться. Если оно далеко, разведите
костер.
Не оставляйте после себя на льду обрывки бумаги,
консервные банки, объедки, окурки. Оседая на дно, металл ржавеет,
бумага и пищевые отходы разлагаются и отравляют придонные слои воды и
грунт на дне. Гибнут, не селятся здесь личинки, рачки - корм рыбе. Рыбе
и кормиться нечем, и дышать трудно в протухшей воде.
Самый страшный враг обитателя подводного мира (как, впрочем, и всего
живого) - никотин. Окурок, попадая в воду, отравляет ее, что
отрицательно действует на всех подводных обитателей. Если же учесть,
что примерно четвертая часть рыболовов - курящие и каждый из них
оставит в воде хотя бы 10 окурков за день, то можно представить себе,
какой огромный вред принесут они подводным живым организмам.
Комментарии:
Чтобы проголосовать или оставить комментарии Авторизируйтесь.
Для авторизации используйте логи и пароль форума
|