2007-11-22 10:53:55
Край промоины влечет к себе рыболова-подледника, хотя опасность того, что вблизи открытой воды лед окажется явно непрочным, присутствует всегда. Условиями безопасного передвижения по льду являются знание рисков и надлежащее снаряжение. Приведенные здесь сведения обязательно помогут обеспечить Вашу безопасность.
Осенью первыми покрываются льдом мелкие озерки, а затем - прибрежные воды и неглубокие заливы озер. Замерзание водоемов происходит от берегов к плесам. Наиболее глубокие места могут оставаться не замерзшими еще месяц-два после того, как прибрежные участки уже покрылись льдом, поскольку большая водная масса остывает медленнее.
В море затягивание льдом архипелагов и открытых морских участков зависит как от продолжительности морозных периодов, так и от ветра и течений. В открытом море ледовый покров «живет» на протяжении всей зимы. Вследствие перемещения и растрескивания ледяных полей, между льдинами могут возникать коридоры практически лишенные льда, в которые рыболов - блеснильщик и рискует провалиться.
Сначала лед образуется неравномерно, но по мере дальнейшего остывания воды он нарастает в спокойную погоду со скоростью 2,5 мм в сутки на один градус мороза. Если, например, температура воздуха составляет - 4 градуса, то можно сказать, что за сутки может образоваться лед толщиной в сантиметр.
Мощность ледяного покрова обычно увеличивается со столь прямой зависимостью на небольших мелких озерках. В крупных озерах, не говоря уж о море, большая масса воды на глубоких участках замедляет замерзание и скорость нарастания мощности льда невозможно определить с берега.
Снег, ложащийся на прозрачный, толщиной один - два сантиметра ледок - это еще одна опасность для рыболова - блеснильщика. Уже небольшой слой снега замедляет нарастание льда или даже прекращает его полностью.
Если же снега наметет на первый лед как следует, то мощный снежный покров прижимает лед к поверхности воды. Через трещины на поверхность льда вытекает вода. Передвижение по льду при этом становится трудным и весьма опасным, поскольку лед может проломиться или даже растаять в воде под снегом.
Вода, вытекшая на лед, впитывается в снег, образуя слякоть. На этих слякотных участках после их замерзания возникают наледи. Несущая способность ноздреватого и хрупкого льда на участках наледи наполовину меньше, чем у обычного.
Разница температур между верхней и нижней поверхностью льда в особенности при резком похолодании обусловливает неравномерное увеличение ледяного покрова и образование полыней. Вода поднимается через полыньи на лед и замерзает. При потеплении замерзшая в полыньях вода препятствует расширению льдин до их исходного размера. В ледовом покрове возникают внутренние напряжения, которые выталкивают лёд на берег, вследствие чего создаются нагромождения льда, торосы.
Пятисантиметровый лед уже держит! Прочность льда следует измерять на ровном ледяном поле. Под человеком, идущим в одиночку, должно находиться, по меньшей мере, 5 см, а для езды на снегоходе толщина льда на ровном месте должна составлять 15 см. На автомашине по льду безопасно передвигаться только по отмеченным ледяным трассам.
Лед, образовавшийся в ветреную погоду, более хрупок, чем лед, возникший в штиль. Морской лед легче ломается, чем лед на пресных водоемах.
Трещины снижают несущую способность льда, даже если они и не являются сквозными. На краю трещины прочность льда составляет всего лишь 40 процентов от прочности сплошного льда. Прочность ледяного панциря в месте пересечения трещин и того меньше, и составляет всего четверть от исходной.
Прочность льда может и на небольшом расстоянии значительно меняться в зависимости от глубины, рельефа дна и течений. Поэтому пеший путешественник должен время от времени проверять толщину льда.
При езде по льду на снегоходе или на каком-нибудь ином средстве передвижения, на несущую способность льда, помимо его толщины, влияет возникающее от транспортного средства движение волн воды подо льдом. Прочность льда минимальна тогда, когда скорость транспортного средства выше, чем скорость опережающего движения волны.
При приближении к берегу скорость движения должна быть менее 20 км/час, а береговую линию следует буквально переползать как при возвращении, так и при съезде на лед. Следует остерегаться льда, который может просто висеть на прибрежных камнях. Скорость необходимо снижать также при сближении с другим снегоходом.
При езде друг за другом, сзади идущий снегоход подвергается большей опасности из-за волновых движений воды и льда.
Весенний лед опасен! Весной, при повышении температуры, во льду образуются вертикальные полости. Достоверных значений несущей способности льда с нарушенной структурой нет. Такой лед может и при толщине 30 см подвести рыбака - подледника.
Под снегом, набившимся в трещины и образовавшим теплоизолирующий сугроб, лед весной настолько слаб, что иногда просто полностью тает. Поэтому весной сугробы лучше обходить стороной.
Опасные ситуации часто складываются в теплые весенние дни, когда рыболовы - блеснильщики выходят на места лова еще в сумерках по крепкому от ночного мороза льду. Уже ко второй половине дня лед может ослабнуть настолько сильно, что рыболову часто даже трудно себе представить.
Именно по этой причине ежегодно и проваливается под лед громадное количество любителей зимней рыбалки!
Реки и проливы, а также устья рек и ручьев также представляют собой опасные места. В проливах течение усиливается, а если где-то на узком месте еще и дно повыше, то течение становится очень значительным. Течения в озерах зачастую съедают лед на оконечных участках мысов.
В море течение поддерживает движение прибывающей или отступающей воды. На мелководных и узких участках лед может значительно истончаться на протяжении всего лишь нескольких метров.
Непрочен лед и в местах расположения различных канализационных выпусков. Мосты, причалы и крупные камни особенно сильно нагреваются на весеннем солнце и могут быть причиной течений, вследствие которых лед поблизости от них ослабевает.
Опасные места в начале сезона могут представлять собой плохо замерзшие глубокие участки водоемов. Весной опасность опять таится у берега, где камыши, вода, стекающая с суши, и крупные камни способствуют увеличению хрупкости льда.
Весенние воды, бегущие поверх льда, разъедают старые рыбацкие лунки настолько, что в них может провалиться и человек. Также, чаще всего на небольших лесных озерах, я натыкался на подводные родники, которые особенно активны в марте-апреле. Кое-где следы на льду рассказывают о провалившемся под лед над таким родником и долго сражавшемся за жизнь прежде, чем выбраться на лед, лосе.
Лыжи хорошо держат на тонком льду, но если провалишься, то возникает реальная опасность для жизни. Финские санки тоже неплохо справляются с опасностью, поэтому на ненадежном льду лучше идти пешком и толкать сани. Слишком бодрый шаг скорее приводит к коварному месту.
Саамские сани (без полозьев) обезопасят путешественника, если сложить в них груз. В случае, если провалишься, то ледобур и тяжелый рюкзак не будут мешать выбираться из воды и уменьшается риск погубить свое снаряжение.
Для перемещения по льду самое надежное оснащение - это плавающий спасательный костюм. По своей плавучести, достаточно большой спасательный костюм способен удержать человека на поверхности, но при этом он пропускает воду.
Можно увеличить плавучесть, упаковав вещи прежде, чем положить их в рюкзак, в герметичные полиэтиленовые пакеты. Помните, что при этом рюкзак должен быть подвязан к поясу, иначе в воде он может подняться выше вашей головы.
Палка с металлическим наконечником - хорошее приспособление для проверки толщины льда. Палки - «спасалки» нужны для того, чтобы выбраться из полыньи. Звук свистка слышен дальше, чем крики. Для помощи товарищу пригодится 15-20-ти метровая веревка, а при переохлаждении поможет или даже спасет жизнь гипотермический мешок.
Источник: http://winterfisher.ru
Комментарии:
Чтобы проголосовать или оставить комментарии Авторизируйтесь.
Для авторизации используйте логи и пароль форума
|