2007-02-27 20:27:07
Огромной популярностью в мире среди рыболовов-любителей пользуется принцип «поймал ─ отпусти» (другими словами, рыбалка сугубо ради рыбалки). Удачливый любитель рыбной ловли при поимке экземпляра любой величины и массы (!) предпочитает с рыбой сфотографироваться и отпустить оную на волю. В официальных документах США и Канады (согласно статистике за 2002 год) отдельно приводятся данные по общему годовому вылову любителей (то, что уносится в рыболовных садках домой) и доле выпущенной в океан, море, озеро пережившей неприятные минуты рыбы (законопослушные «англеры» скрупулезно отмечают количество невыловленной ими рыбы и сообщают цифры инспекторам). Масштабы «доброй воли» зарубежных рыболовов способны поразить воображение отечественных рыбачков: безвозвратно из природных водоемов изымается не более 10─12% рыбных ресурсов, остальное выпускается.
Возможно, через несколько десятилетий экологически (и даже этически) «созреем» и мы...
Однако, не об этом речь...
В последние годы в разных странах мира проводятся серьезные исследования поведения рыб в естественной среде и его изменения при воздействии стресса. Причем при изучении поведения водных обитателей все чаще ихтиологические наблюдения проводятся в реальных, естественных условиях. В царстве Нептуна за рыбами наблюдают с помощью подводных аппаратов, эхолотов, видеотехники. Сегодня пристальное научное внимание обращается и на любительское рыболовство как мощный фактор воздействия на водоемы. Причем неподдельный интерес у ученых вызвал вопрос: «Что происходит в дальнейшем с рыбой, перенесшей стресс от поимки?» Было решено провести подробные исследования на естественных водоемах, причем в научных изысканиях самое активное участие приняли рыболовы-любители.
Ученые исследуют самочувствие пойманных рыб. На одной из рек Новой Зеландии ученые-ихтиологи занимались тем, что ловили на крючковую снасть (удочку) ручьевую форель и определяли влияние стресса на рыбу от ее поимки и травмы от крючка.
Пойманных рыб выдерживали 1─24 часа в садках, после чего метили и выпускали обратно на волю. Оказалось, что форель обладает достаточно крепкими нервами: ни одна из нескольких десятков плененных рыб не рассталась с жизнью в результате вылова, прохождения через руки исследователей и кратковременного нахождения в неволе.
Однако отмечено, что весной, в период нерестового хода полученный форелью стресс не проходил для рыб бесследно: поимка и последующее освобождение рыбы от крючка во многих случаях негативно влияли на репродуктивный процесс (побывавшие на крючке половозрелые особи характеризовались низкой плодовитостью, даже могли не нереститься).
В вопросах изучения этологии (поведения) рыб от западных коллег-ихтиологов не отставали и славяне. В СССР работы в этом направлении начались еще в 1950-1960-х годах. Во Всесоюзном НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии проводятся интенсивные подводные наблюдения за поведением рыб, исследования различных аспектов поведения и рецепции рыб проводятся в Институте биологии внутренних вод РАН, Мурманском морском биологическом институте РАН, Иркутском госуниверситете.
Российские ученые провели ряд интересных исследований о самочувствии и поведении некоторых рыб, отпущенных на волю после их поимки крючковыми снастями. Эксперименты по отлову рыбы разными орудиями лова проводились с 1987 по 1997 гг. на Кольском полуострове.
Ихтиологи разрабатывали проблему, которую можно сформулировать так: «При каких условиях изъятия смертность рыб можно свести к минимуму?». Для контроля бреднем (или ловушками так называемых рыбоучетных заграждений) отлавливалась рыба (атлантические лососи), которая в дальнейшем выдерживалась в садках, которые располагались непосредственно в реках, откуда лососи изымались. Все отловленные таким способом особи были без ранений.
«Экспериментальные» рыбы отлавливались удочкой на мушку (одинарный крючок №№ 4─8) и спиннингом на металлическую блесну («колебалку») с тройником такого же размера. Подсеченные лососи вынимались из воды в течение 2─5 минут без длительного вываживания (во избежание истощения сил рыбы). У рыб, пойманных традиционно любительским способом, очень аккуратно извлекали крючки (исследователи работали в перчатках, «микрохирургическая» процедура освобождения рыбы происходила в воде). Экспериментальные лососи также отправлялись в аналогичные садки.
После произведенных мероприятий по отлову рыбы ихтиологи в течение нескольких суток наблюдали за поведением и самочувствием пойманных рыб.
В результате проведенных исследований выяснено, что от 13,2 до 16,7% травмированных рыб погибло, несмотря на то, что содержались они в просторных садках, размещенных прямо на акватории реки в проточных условиях. Характерно, что 76% пойманных крючковыми снастями особей погибает уже в течение первых 24 часов (сильнейший стресс, высокая болевая чувствительность). В это же время отход контрольных рыб, пойманных бреднем или ловушками, не превысил 1,4─3,3%. Всего в экспериментах исследованиям подверглись 311 атлантических лососей.
К сожалению, подобные изыскания относительно живучести общеизвестных обитателей наших водохранилищ, рек и прудов в естественных условиях не проводились.
Хотя лабораторные наблюдения показали следующее. Самой слабой и нежной рыбой среди нескольких видов (окунь, судак, карась, плотва) оказался обыкновенный судак, погибающий от стресса после поимки и выпуска почти в 65% случаев, самым живучим и «толстокожим» ожидаемо оказался карась: на «воле» (в садках) погибали только те особи, которые были сильно травмированы и долго боролись в процессе вываживания.
Оказалось, что смертность пресноводных рыб зависит и от того, насколько быстро рыба была отпущена обратно в водоем: если ее посадка в просторный садок происходила сразу после аккуратного снятия с крючка, рыба выживала в течение нескольких суток в 80% случаев; если же рыба после поимки не выпускалась сразу, а передерживалась в садке рыболова вместе с другими трофеями (даже всего 8─10 минут (!), «на воле» эта особь погибала в подавляющем большинстве случаев (91% ─ практически в течение 5─12 часов).
Вообще подробному описанию живучести наших пресноводных рыб, их стойкости к стрессам и шокирующей действительности надо посвящать отдельную развернутую статью.
«Поймал ─ отпусти» как индикатор антиазарта. Не верьте людям, утверждающим, что данный природолюбивый подход родился на Западе и только несколько лет назад был подхвачен СНГовскими рыболовами. Маленьких, не достигших половой зрелости рыбешек, оказавшихся на крючке рыболова, мы выпускаем на волю всегда. Так всегда поступали наши отцы и деды...
Другой вопрос, будет ли отпущен трофейный экземпляр, единственный раз за всю жизнь попавшийся счастливцу-рыболову? Учитывая славянский менталитет, можно с 99,9% вероятностью прогнозировать, что нет. И это понятно. Ведь мы гораздо более эмоционально относимся ко всем жизненным проявлениям, тем паче к успехам в любимом хобби. В нас не угасла еще жилка того древнего добытчика-охотника, обеспечивающего семью мясом и шкурами мамонтов и белуг. Если для западного рыболова достаточным доказательством его удачи будет видеосюжет об успешной рыбалке или фотоиллюстрации трофея, то азартному украинскому (российскому, белорусскому) любителю рыбной ловли обязательно необходимо удивить всех родных, соседей, коллег по работе именно самим трофеем, а не какой-то бумажной фотокарточкой!
Причем, в отличие от сытых и потерявших веру в романтику «забугорных» рыбачков, наши удачливцы способны устроить целый микропраздник с показами, рассказами и ритуальным приготовлением этого «самого-самого» трофея... Кстати, трофей может быть и не самым большим, а допустим, а) первым в рыболовной практике (в отпуске, на новом водоеме и др.); б) необычным и непонятным; в) долгожданным и т. д., и т. п.
Другими словами, практически любую рыбу, выходящую за рамки маломерной, отпускать мы не любим. Менталитет не позволяет! Да и азарт, куда же без него?! Наверное, именно этим и объясняется засилье в рыболовных изданиях Украины и России множества фотоиллюстраций, запечатлевших гордо стоящих рядом с кучами пойманной рыбы рыболовов (при улыбке Удачи многие рыболовы, их можно скорее назвать потребителями, забывают обо всем, в том числе и о Правилах рыболовства и об этике рыболова).
Количество пойманной рыбы еще не служит визиткой настоящего любителя рыбной ловли. Искренний рыболов обязан контролировать свои эмоции и бережно относиться к ресурсам природы. Умение вовремя остановиться в час «бешеного клева», выпуск «сверхлимитной», маломерной, икряной рыбы - это и есть целесообразная бережливость настоящего рыболова.
Другое дело, когда следование западным традициям в национальной рыбалке приобретает «модный» оттенок. Это когда поступки рыболовов диктуются не этикой или совестью, а необходимостью прилюдно показать свою «широкую душу», выпустив даже крупный экземпляр. Обычно при отсутствии посторонних лиц о принципе «поймал-отпусти» такие рыболовы забывают.
Подводя итоги, позволю себе несколько советов. Уважаемые рыболовы, если вы действительно придерживаетесь принципа «поймал - отпусти», прежде чем отправить пойманную рыбу обратно «на волю» в водоем, оцените ее состояние, время ее вываживания и нахождения в садке, будьте аккуратны при снятии с крючка рыб-«недомерков». Если есть сомнения в благополучном исходе для выуженной рыбы, целесообразнее и гуманнее ее будет поместить в садок. Тогда ваш настоящий рыбацкий поступок не будет «холостым», вашей волей спасшаяся рыба продолжит нагуливать жирок и когда-нибудь обязательно порадует удачливого рыболова своей поклевкой и значительными размерами...
Это ─ об эмоциях и всепоглощающем азарте. Далее поговорим об этических принципах и этике настоящего рыболова.
Биоэтика - это совокупность моральных обязательств человека по отношению к себе, природе и обществу. Основоположником учения о биоэтике считается английский врач-онколог Поттер, работавший с безнадежно больными людьми.
Не секрет, что в последние годы отмечается четкое распределение любительского рыболовства на сугубо рекреационное (з целью осуществления активного отдыха) и потребительское (рыбалка - как способ добычи водных ресурсов для решения экономических или гастрономических проблем).
Большинство рыболовов в беседах и интернетовских чатах с жаром утверждают о своей причастности к первой категории - рекреантов («отдыхантов»). Однако проведенные ихтиологами и социологами в 1998-2000 гг. исследования показали, что более 32% любителей рыбной ловли в Приднепровье (Днепропетровская, Запорожская и Кировоградская области Украины) считают, что рыбалка для них не отдых, а способ прокорма семьи.
На вопрос анкеты «Выпускаете ли Вы пойманную рыбу и в каких случаях?» утвердительно отвечали почти 89% рыболовов. Причем отпускалась только мелкая неполовозрелая рыба...
Автор: Новицкий Роман Александрович
Кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии и экологии Днепропетровского национального университета. Профессиональный ихтиолог.
Комментарии:
|
Евгений Берестовский: | 2010-03-02 12:54:21 |
Очень разумная статья! Респект профессиональному ихтиологу от профессионального ихтиолога. |
|
|
Евгений Берестовский: | 2010-03-30 10:58:12 |
Перепечатка этой статьи опубликована в российском журнале РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ (Мурманск) 2010/1. Там же есть перепечатка моей статьи из национального охотничьего журнала ОХОТА 2010/1-2 "Изобилие закончилось. Современные реалии рекреационного рыболовства на лососевых реках России" |
|
Чтобы проголосовать или оставить комментарии Авторизируйтесь.
Для авторизации используйте логи и пароль форума
|